Вы уверены, что хорошо знаете Москву? Столица никогда не перестаёт удивлять. Можно прожить в этом городе всю жизнь, но свернув однажды за угол, открыть для себя абсолютно новые места. Предлагаем посмотреть на этот город под другим углом и начать с самых красивых, необычных и смелых проектов архитекторов.
«Плоский» дом на Таганке
Плоским этот дом стал благодаря архитектурному решению и оптической иллюзии. На самом деле его ширина ничуть не отличается от обычных зданий, но благодаря скошенным углам создается впечатление, что это просто стена.
История плоского дома начинается в 1914 году, когда он был спроектирован архитектором В. М. Пиотровичем для купца Зуева. Уже тогда здание сильно выделялось на общем фоне. Соседние дома были построены намного раньше и имеют меньшее количество этаже. На таком контрасте сложно не заметить архитектурный шедевр.
Интересно, что такое решение Пиотрович принял не из-за желания создать что-то оригинальное, а из-за формы участка, на котором стоял дом. В XIX веке в Москве резко уплотнилась застройка. Каждый домовладелец хотел использовать свою землю с максимальной пользой, поэтому возводившиеся дома повторяли неправильную форму участков. В данном случае угловая форма участка возникла из-за соединения двух улиц.
Если вы никогда не видели это здание, не удивляйтесь. Долгое время оно было заброшенным, а с начала 2000-х скрывалось за строительной сеткой. На сегодняшний день реконструкция завершена, а в квартирах уже обустроились жильцы.
Адрес: ул. Таганская, ½, стр. 2.
«Дом на ножках» на Беговой
«Дом на ножках», «Дом-осьминог», «Дом авиаторов», «Избушка на курьих ножках» – так называют 13-этажный жилой панельный дом в стиле брутализм на улице Беговая. Он был построен в 1978 году по проекту архитектора Андрея Меерсона как экспериментальный. Изначально в здании должна была располагаться гостиница для участников Летних Олимпийских игр в 1980 году, однако квартиры получили работниками авиационного завода «Знамя Труда».
Главная особенность постройки — 40 железобетонных опор-«ног» эффектной формы и первый этаж, начинающийся на уровне четвёртого. Каждая из них сужается к низу, за счет чего дом выглядит на первый взгляд ненадежно. В голове с трудом укладывается, как вся эта конструкция держится.
Еще одним интересным архитектурным решение, используемым Андреем Меерсоном, является наложение обычных серийных панелей внахлест одна на другую. В то время архитекторам было достаточно сложно выделиться, а такое решение сделало из панельного дома настоящее произведение искусства. Кто-то сравнивает получившийся эффект с рыбьей чешуей, кому-то это больше напоминает панцирь броненосца. В любом случае, стоит увидеть это здание своими глазами и узнать, с чем же оно будет у вас ассоциироваться.
Откроем небольшой секрет — «домов на ножках» в Москве несколько. Похожие можно увидеть на проспекте Мира и Смоленском бульваре. Идея использовать опоры появилась в 20-х годах. Такие здания проектировали и зарубежные архитекторы, и наши конструктивисты. По одной из версий первый этаж стали поднимать для комфорта и безопасности: там сыро, холодно и могут забраться воры. Но многие уверены, что архитекторы руководствовались исключительно эстетическими соображениями.
Адрес: ул. Беговая, 34, проспект Мира, 184/2, Смоленский бульвар, 6/8, дом-коммуна на улице Орджоникидзе, 8/9.
«Дом-улей» на Арбате
Дом-мастерская архитектора Константина Мельникова, одного из самых уважаемых архитекторов России в начале 20-х годов, — всемирно известный шедевр советского авангарда. Но уникален он не только своей необычной формой, но и историей создания. Правительство само выделило архитектору участок земли в центре Москвы для строительства, что для того времени было просто невозможно.
Идея Мельникова заключалась в том, чтобы создать экспериментальное здание круглой формы и апробировать его в дальнейшем для массового жилья. Проект был утвержден 19 июня 1927 года, а через два года на его основе построен жилой дом без несущих опор и балочных перекрытий. Появление на свет нового уникального пространства сопровождалось активными дискуссиями в журнале «Строительство Москвы». Общественность была против того, чтобы советский архитектор строил себе дом в центре города, да еще в неизвестном никому стиле.
Сам архитектор объяснял задумку не только удобством для жизни, но и тем, что цилиндрическая конструкция позволяет сэкономить материалы. Однако особняк Мельникова так и остался единственным жилым домом в столице, имеющим форму цилиндра. За простоту, экономичность и форму окон, напоминающую соты, его стали называть «дом-улей».
Адрес: Кривоарбатский пер., 6
Особняк Морозова на Воздвиженке
Необычный дом построил архитектор Виктор Мазырин для своего друга — купца Арсения Морозова, за которым закрепилась слава прожигателя жизни. В 1890-х они вместе совершали путешествие по Испании и Португалии и сильно впечатлились дворцом Пена, сочетающим элементы испано-мавританской средневековой архитектуры.
Вернувшись в Москву, Морозов загорелся идеей возвести на участке, подаренном мамой Варварой Алексеевной, свой собственный дом-замок вместо классического особняка. Но ещё на стадии строительства дом стал предметом насмешек, сплетен и критических газетных публикаций. Существует легенда, что даже мать не поддержала идею Арсения, увидев в 1899 экзотическое здание. И в сердцах заявила, что раньше только она одна знала, что он дурак, а теперь узнала вся Москва.
В ХХI веке дом Морозова получил статус правительственного Дома приемов Правительства РФ. И сегодня увидеть необычные интерьеры нашумевшего когда-то особняка могут лишь официальные зарубежные делегации. Но оригинальные белоснежные фасады с ракушками продолжают притягивать туристов и жителей столицы.
Адрес: ул.Воздвиженка,16
«Дом-сказка» в Соймоновском проезде
Доходный дом Перцовой — невероятно красивое здание в неорусском стиле, расположенное на углу Соймоновского проезда и Пречистенской набережной. Оно очень напоминает старинный терем и поэтому получило название «Дом-сказка». В глаза сразу бросаются наличники и другие традиционные для русского зодчества элементы отделки. Но только они не из дерева, а в виде майоликовой мозаики.
Заказчиком постройки был Петр Николаевич Перцов – меценат, инженер и бизнесмен. Он хотел создать доходный дом для одарённых художников и артистов, но уже на этапе строительства здание приобрело огромную популярность среди москвичей. Поэтому деятелям искусства достались только мансардные помещения, а в остальных квартирах разместилась публика побогаче.
Автором проекта стал Сергей Малютин, а архитектором Николай Жуков. Вместе они сумели объединить мотивы популярной в то время европейской готики и национального русского зодчества XVII столетия.
В 1930-х годах дом собирались снести и построить на его месте площадь Дворца Советов. Но к счастью, проект не был реализован, и историческая постройка уцелела. С середины 1970-х здание занимает Главное управление по обслуживанию дипломатического корпуса министерства иностранных дел.
Адрес: Соймоновский пр., 1, Москва
«Ажурный» дом на Ленинградке
«Ажурный дом» был построен в 1940 году архитекторами Андреем Буровым и Борисом Блохиным. Удивительно, но проект разрабатывался, как вариант типовой застройки. Дом стал первым примером крупноблочного строительства, позволяющего сократить время и расходы на возведение зданий. А все те элементы, которые так восхищают своей красотой, имели в первую очередь функциональное значение.
Например, витиеватые решетки на кухонных лоджиях должны были скрывать то, что на них стоит. Таким неожиданным образом архитекторы предложили решить одну из главных проблем массовой застройки — захламлённые балконы, способные испортить любой аккуратный квартал.
Особого внимания заслуживает ажурный рельеф фасадов, выполненных по рисункам известного книжного графика Владимира Фаворского. Он покрывает практически все здание, создавая ощущение воздушности.
Изначально планировалось построить в Москве много подобных блочных домов, богато украшенных деталями. Но этого не произошло. Сегодня «ажурный дом» является памятником экспериментального жилищного строительства, объектом культурного наследия России.
Адрес: Ленинградский просп., 27, Москва
«Дом-корабль» на Тульской
Этот 14-этажный жилой дом на Большой Тульской известен, как «лежачий небоскреб» или «дом-корабль». Он действительно похож на морской лайнер, благодаря своими огромным размерами (400 м в длину и более 50 м в высоту), а также остекленным балконам на верхних этажах.
Грандиозное здание было построено в 1981 году по проекту архитектора Владимира Бабада, который ранее занимался созданием атомных реакторов. Отсюда еще одно название — «дом атомщиков». По задумке, здание должно было стать образцом надежного и крепкого многоквартирного дома, способного пережить любые катаклизмы. А если верить городским легендам, то здание могло выстоять даже при ядерном ударе.
«Дом-корабль» настолько большой, что возводили его больше 20 лет. А во время заселения первых жильцов в одной части, в другой продолжались строительные работы. Сейчас в здании 9 подъездов и часть из них соединена общими коридорами на этаже, по которым легко можно прокатиться на велосипеде или совершить утреннюю пробежку.
Адрес: Большая Тульская, 2
«Спрятанный» дом на Тверской
Савинское подворье — одно из самых красивых и малоизвестных зданий в Москве. Дело в том, что оно действительно спрятано от глаз жителей. Изначально подворье находилось на первой линии Тверской улицы, но в советское время оно помешало новому проекту по реконструкции Москвы. На его месте планировалось возвести сталинку. Подворье не стали сносить. Вместо этого шедевр архитектуры передвинули на 50 метров вглубь улицы.
Яркий дом в стиле псевдорусского зодчества был возведен под руководством архитектора Ивана Кузнецова в 1907 году. А основной архитектурной особенностью здания стали две остроконечные башни со шпилями и фасады, украшенные глазурью, мозаикой, лепниной.
В наши дни строение Саввинского подворья можно разглядеть, войдя через арку на дворовую территорию.
Адрес: ул. Тверская, 6/1
Особняк Рябушинского на Малой Никитской
Особняк Рябушинского, или «дом Максима Горького», — проект знаменитого архитектора Федора Шехтеля и символ московского модерна. Здесь можно найти элементы английской готики, мавританского стиля, японские мотивы. А фасады украшают мозаичные фризы с орхидеями и лилиями по рисункам Шехтеля.
Дом был построен в 1903 году для московского купца Степана Павловича Рябушинского, который после революции иммигрировал в Италию. Начиная с 1917 года особняк сменил множество хозяев: здесь были разные госучреждения, издательство, детский сад.
Вторая жизнь особняка началась в 1931 году и связана она с Алексеем Максимовичем Горьким. Он поселился в этом удивительном доме вместе с семьей и провел здесь свои последние годы. До сих пор дом сохранил личные вещи великого писателя, обстановку, творческую атмосферу и стал мемориальным музеем-квартирой Горького.
Адрес: ул. Малая Никитская, 6/2, с. 5