Интерес к загородной недвижимости, который не утихает с начала пандемии, остается высоким. Весна — сезон, когда спрос на покупку дачи или участка активизируется. Департамент городской недвижимости компании «НДВ Супермаркет Недвижимости» подготовил советы для быстрой и прибыльной реализации загородной недвижимости.
Первый шаг к успешной продаже — составление качественного грамотного объявления. Необходимо подробно описать локацию: расстояние от города, за какое время можно добраться до объекта на личном и общественном транспорте. Важно указать и состояние дороги, ведущей к дому или участку, чтобы покупатель максимально точно визуализировал окружение еще до личного посещения. Следующий параметр — инфраструктура: наличие магазинов, пунктов выдачи заказов, аптек, медицинских учреждений, а также школ и детских садов.
Третий пункт — подробное описание характеристик: площадь участка и дома, наличие коммуникаций, обеспечен ли дом интернетом, какое качество связи в округе, какие строительные материалы использованы при возведении дома, пригоден ли объект для постоянного проживания или подходит только для летнего отдыха, во сколько обходится содержание дома, ровная ли территория участка, плодородная ли почва и т.д.
При этом, составляя текст объявления, особенно важно понимать целевую аудиторию. Необходимо ответить на вопрос: «Кто может стать потенциальным покупателем?». Так, для дачников принципиально качество почвы; для покупателей, планирующих переезд загород — качество связи, социальная и коммерческая инфраструктура; для инвесторов, планирующих сдачу в аренду, — состояние дома и т.д. Исходя из характеристик недвижимости и возможных запросов целевой аудитории, собственник добавит в публикацию индивидуальность, сделает акцент на реальных преимуществах и покажет объект в наиболее выгодном свете.
Также объявление необходимо проиллюстрировать качественными фотографиями. Обычно рекомендуется прикреплять изображения, соответствующие тому сезону, в который реализуется объект, но еще более подробным и качественным объявление сделают снимки, иллюстрирующие дом и участок в разное время года. Фото лучше делать в солнечную погоду, предварительно очистив территорию и убравшись в доме. На изображениях не должно быть лишних предметов: инструментов, газонокосилок или другой техники, посуды, лишней мебели, пакетов, личных вещей жильцов, домашних животных и пр.
«Особое внимание стоит уделить подготовке документов на продажу. По данным нашей компании, порядка 60% собственников загородной недвижимости имеют юридические проблемы с объектом. Это могут быть как небольшие проблемы, решаемые за 1-2 недели, так и более серьезные обременения, разбираться с которыми придется месяцами и только через суд. Например, к таким длительным вопросам относится неверное межевание участков в поселке. Именно поэтому еще до публикации объявления о продаже рекомендуется проконсультироваться с юристом, определить проблемные моменты, вовремя их решить, составить индивидуальный список необходимых документов и заняться их сбором. Ликвидный объект без юридических проблем — будь то участок, дача или дом для постоянного проживания — в горячий сезон удастся реализовать за три месяца, поэтому всю подготовку бумаг стоит начать, как можно раньше, чтобы не потерять потенциальных покупателей», — комментирует Елена Мищенко, руководитель Департамента городской недвижимости компании «НДВ Супермаркет Недвижимости».
В стандартный перечень документов входит договор купли-продажи, дарения или мены, свидетельство о праве на наследство, постановление органа государственной власти или местного самоуправления о выделении земельного участка, кадастровый паспорт объекта и межевой план, если недвижимость приобретена в браке, то понадобится согласие супруга. Подтвердить право собственности позволит выписка из ЕГРН (Единый государственный реестр недвижимости). Еще один документ — ГПЗУ (градостроительный план застройки участка), необходимый для выявления скрытых коммуникаций, определения площади под возведение дома и строительства других объектов и в целом, что и как можно строить на участке. В некоторых случаях требуются дополнительные бумаги: например, справка и психоневрологического и наркологического диспансеров. Однако точный и корректный список документов, необходимый конкретному продавцу, составит только специалист.
Завершающий этап перед сделкой — встреча с покупателем и проказ объекта. Готовясь к просмотру необходимо привести территорию участка и дом в порядок: убрать мусор и строительные материалы, покосить траву или очистить снег, сделать мелкий ремонт: подклеить обои, покрасить стены, прибить порожек, поменять освещение и т.д. Возможно, стоит прибегнуть к дизайнерским решениям: использовать стильный декор, яркие цвета, разложить акцентные предметы интерьера, использовать диффузор и т.д.
Чем привлекательней выглядит объект, тем меньше поводов для торга у покупателя, а значит, выше финальная цена. Как показывает практика, небольшой ремонт и хоумстейджинг в среднем повышает стоимость объекта от 10 до 20%.
Фото: Unsplash.com