С 2016 года владельцам недвижимости перестали выдавать бумажные свидетельства о праве собственности. Теперь подтвердить свое право они могут только выпиской из Единого государственного реестра. Это не значит, что нужно поменять старые документы, но периодически проверять актуальные сведения не помешает.
Где получить справку?
Подать заявку можно несколькими способами. Прийти лично в МФЦ, отправить законного представителя, либо заполнить электронный бланк на официальном сайте ведомства или в личном кабинете портала ЕПГУ (госуслуги).
Если, вы обращаетесь в МФЦ, нужно предоставить паспорт (или другой документ, удостоверяющий личность) и заполнить заявление на получение выписки из ЕГРН. Также необходимо сообщить сотруднику о том, в каком виде требуется выписка — через многофункциональные центры ее можно получить как в бумажном, так и в электронном виде.
Конечно, придется заплатить за предоставление услуги. Для этого вам выдадут бланк квитанции. Его также нужно будет приложить к заявлению. После чего ждать справки. Срок предоставления — пять рабочих дней.
Если вы не желаете идти в МФЦ, выписку можно запросить непосредственно на сайте Росреестра. Но в таком случае у заявителя должна быть усиленная квалифицированная электронная подпись (УКЭП). Ее выдает только удостоверяющий центр, имеющий аккредитацию в Минкомсвязи России.
Далее нужно зайти на официальный сайт ведомства в раздел «Получение сведений из ЕГРН» и выбрать вид выписки «О правах отдельного лица на имевшиеся (имеющиеся) у него объекты недвижимости». Придется внести паспортные данные и номер СНИЛС (при наличии). После чего заполнить форму запроса, указав конкретный регион. Также необходимо отметить типы объектов, которые нужно проверить: например, земельный участок. Здесь же нужно выбрать дату, на которую проверяете сведения в реестре, или определенный период. Далее необходимо оплатить услугу и ждать справки. Срок предоставления — три рабочих дня.
Стоимость услуг по выдаче справки зависит от количества субъектов, которые будут проверяться, и формы справки — бумажная или электронная. Например, за один субъект при получении справки в бумажном виде нужно заплатить 740 руб., в электронном — 350 руб.
Сведения, которые должны насторожить
1. Другой кадастровый номер объекта
Если недвижимость приобреталась еще до 2012 года, может произойти такая неприятность, как «задвоение кадастровых номеров» — когда один и тот же объект числится в реестре под разными кадастровыми номерами.
Явный признак, что с вашей недвижимостью произошла эта неприятность — если кадастровый номер в свежей выписке не совпадает с кадастровым номером, указанным в ваших документах.
Не нужно путать с условным номером: он всегда отличается от кадастрового, т. к. присваивался до 2017 г., если у объекта не было кадастрового номера.
Совпадать должны именно кадастровые номера одного и того же объекта. «Задвоение» грозит проблемами при дальнейшем оформлении прав на недвижимость (например, регистрацию сделки приостановят, а нотариус откажет в выдаче свидетельства о праве на наследство).
Предотвратить это можно, обратившись в Росреестр за исправлением технической ошибки.
2. Статус записи об объекте недвижимости
Обратите внимание на эту графу. Если указано, что сведения имеют статус «актуальные», или «актуальные, учтенные» — значит, ваши права на недвижимость оформлены без нареканий: данные кадастрового учета действительны и права зарегистрированы.
Если стоит пометка «актуальные, ранее учтенные» — это означает, что этот оформлялся еще до 2008 года.
Права здесь зарегистрированы, вопросы могут быть только по земельным участкам, в части определения их границ.
Отсутствие межевания сейчас не грозит запретом на владение или распоряжение земельным участком, но на деле могут возникнуть проблемы с установлением точной площади объекта на местности. А это приводит к спорам с соседями из-за границ, к отказу покупателя от сделки и т. д. Поэтому межевание хоть и необязательно, но все-таки желательно.
Насторожить собственника должен «временный» статус сведений об объекте недвижимости. Он сигнализирует, что процедура регистрации прав еще не завершена.
Такой статус присваивался объектам с 2008 по 2016 года включительно, если они были поставлены на кадастровый учет, но в реестре отсутствовала запись о регистрации права на них.
Если в течение 5-ти лет владелец так и не объявляется, объект снимают с кадастрового учета и запись о нем переходит в статус «архивная». Более того, 1 марта 2022 года станут «архивными» все объекты, на которые не были зарегистрированы права их владельцев. Потом их придется заново ставить на кадастровый учет и лишь после этого можно будет оформить в собственность или аренду.
Поэтому лучше до этого срока обратиться в МФЦ с документами на такой объект недвижимости для регистрации своего права.
3. Обременение объекта недвижимости
Обременение ограничивает собственника в его праве пользоваться и распоряжаться принадлежащими ему землей и домом.
Обременения могут налагаться на основании закона или подзаконного акта, на основании договора (ипотека, аренда и т. п.) или на основании решения суда (публичный сервитут, арест и т. д.).
Сервитутом называется ограниченное право пользования, которое приобретает другое лицо в отношении чужого земельного участка. Обычно такое обременение налагается с целью обеспечения доступа к объекту недвижимости.
Другим примером обременения может служить ипотека. Предметом ипотеки может быть не только право собственности, но и долгосрочная аренда на год и боле.
Сама по себе аренда не препятствует собственнику продавать или дарить участок. Но факт проведения сделки не означает, что договор аренды прекращает действовать.
Наконец, довольно часто встречающимся видом ограничений является арест земельного участка. Любые сделки, связанные с продажей, дарением или иным распоряжением этой землей, будут запрещены и не смогут пройти регистрацию в Росреестре.
Ограничения, наложенные на землю, подлежат обязательной регистрации наряду с правом собственности. Органы Росреестра вносят соответствующие записи в ЕГРП.
Поэтому узнав об ограничениях на свою недвижимость, вы сможете вовремя решить проблему.